2016 г.

Июль

Что такое бхакти? 2 июля 2016 года. Краткое изложение.

Бхакти – это любовь к Богу свободная ото всяких ожиданий. Концепция «ты – мне, я – тебе» – это не бхакти, а бхукти (наслаждение, удовольствие). О бхакти-йоге говорится в «Бхагавад-гите»; Шри Кришна объясняет, что настоящая любовь к Богу, истинная бхакти – это значит – любить всех и проявлять сострадание ко всем, не испытывать ни к кому ненависти или зависти, это значит – понимать, что Бог живёт в каждом существе. Это и есть истинная любовь, или преданность Богу. Кому бы вы ни поклонялись, кому бы ни возносили молитвы, – всё это от вас приходит к Богу. Точно так же, кого бы вы ни осуждали, кого бы ни презирали, в действительности вы осуждаете и презираете Бога. Поэтому так важно всех любить. Настоящая, Божественная любовь – это когда вы любите даже тех, кто вас ненавидит. Вы должны любить даже тех, кто вас ругает, наносит вам ущерб и приносит вам страдания. Это – истинная любовь, бхакти.

Ваша жизнь должна быть подобна реке. Воду из реки пьют все, кто испытывает жажду – люди и животные, грешники и святые. Но река не обращает на это внимания. Для неё нет такого правила, что она течёт, чтобы утолять жажду только святых людей, и больше никого. Пять первоэлементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир-пространство) дарят себя всем одинаково, не проводя никаких различий. Природа, которая рождается из Бога, проявляет перед вами свои Божественные качества, свою Божественную суть. Природа являет пример Божественной самоотверженной любви. Из природы (шрушти) вышел и сам человек (вьяшти); но он не может понять этого закона. По причине неразвитости своего сознания, из-за своей неспособности одинаково любить всех, человек ведёт очень эгоистичную жизнь.

Ваш колледж назван «Сатья Никетанам» (в переводе с хинди – «Обитель Истины». Прим. переводчика); в этом названии вы должны понять значение слова «Сатья» (истина). Тело – это не «сатья», не истина. Назвать истиной ум тоже будет неправильно. Истина – это Атма, или Бог, вечный, чистый, всеведущий, непостижимый и совершенный. Этот колледж назван «Сатья Никетанам» только для того, чтобы показать высший закон истины, Атма-татву. Для вас недостаточно продвигаться от аджняны (невежество) к виджняне (знание, наука). Важно подниматься от виджняны к суджняне (истинное знание). Когда истинные знания (суджняна) соединяются с виджняной (наукой), в результате возникает праджняна, или Божественное знание. Поэтому очень важно преподавать вашим учащимся как обычные, мирские предметы, так и давать духовные знания. Вы посеяли семена любви и истины. Теперь нужно любовно ухаживать за посеянными семена, чтобы они проросли, чтобы ростки стали саженцами. Вы должны заботиться о воспитанниках этого колледжа, любить всех, служить и помогать всем, уважать всех и каждого. В ближайшие годы на холме, который вы отсюда видите, на самой его вершине, будет воздвигнут храм Сатьянараяны, очень красивый и величественный.

Этот колледж не только учебное заведение, но и ашрам, духовная обитель. Ашрам – это место, где нет шрама, то есть нет усталости. Там, где есть любовь, там нет усталости (шрама). Любовь не знает усталости (шрама), а усталость не знает любви. Этот колледж будет расти и процветать, потому что его взращивают с любовью. Несколько месяцев назад Я дал команду создать на этом месте учебное заведение. И вот куплен земельный участок, построен колледж и в нём начались занятия; и всё это сделано – всего за шесть месяцев! Там, где есть бескорыстная любовь, Саи всегда будет рядом с вами; Он будет защищать вас, вести вас за руку и поможет выполнить даже такую огромную задачу. Моё тело – это тела всех вас. Это моя Вишварупа («Обладающий всеми формами», или «Принимающий все формы» – одно из имён Бога в индуизме. – Прим. переводчика.)

До настоящего времени мир знал только одного Учителя Саи Баба; но в ближайшие годы вы будете свидетелями того, что будет несколько таких Учителей, как Саи Баба; они будут пробуждать любовь во всех людях, создадут много новых организаций и принесут радость и счастье всему миру. Наполните своё сердце и разум бескорыстной любовью и чистотой. Пусть ваши руки служат другим людям, служат самоотверженно.

Источник: https://saivrinda.org/discourse-summaries/what-is-bhakti-summary-of-divine-discourse-on-2-july-2016


Какова связь между разумом и материей? Божественное выступление 3 июля 2016 года. Краткое изложение.

Сегодня человек достиг многого: он ступил на Луну, он может плавать в воде, как рыба, летать в небе, как птица; но тем не менее он не может подчинить себе свой собственный разум. Вы можете стать великим учёным, сведущим во всех науках, вы можете завоевать признание любой аудитории, но не можете победить свой разум.

От нашего разума находится в зависимости весь мир. Между разумом и материей существует неразрывная связь. Сам разум превращается в материю, а материя снова превращается в разум. В форме разума энергия движется во всей вселенной. На самом деле разум и энергия – это одно и то же. Когда энергия превращается в материю, мы видим эту вселенную, которая состоит из пяти первоэлементов. Материя имеет определённую форму, но энергия формы не имеет. Энергия не подвержена ни рождению, ни смерти; человек знает это и благодаря науке, и благодаря опыту духовных исследований. Энергия может переходить из одной формы в другую, но она не может появиться ниоткуда или бесследно исчезнуть.

Этот мир, состоящий из пяти первоэлементов (земли, воды, огня, воздуха и эфира, или пространства), превращается в энергию в форме пищи. Всё начинается с пространства, или эфира, который трансформируется в воздух; затем воздух превращается в огонь, огонь – в воду, вода трансформируется в землю, земля – через растения – в пищу; а благодаря пище вырастают люди. Следовательно материя, в том числе и человеческое тело, возникает из эфира, или пространства; последнее же является определённым видом энергии. Таким образом, вначале мы имеем пространство, не имеющее формы; в итоге же оно становится человеческим телом, имеющим форму. Когда тело умирает, оно распадается на исходные пять первоэлементов и снова становится энергией. Так энергия и материя трансформируются одно в другое. Когда вы осознаете эту истину, вы сможете понять тайну всего творения. Поскольку всё возникает из пространства, это пространство, или эфир, содержится во всём, везде и всюду во всей вселенной.

Вселенная возникла из божественности, которая изначально не имеет ни формы, ни атрибутов. Можно сказать, что божественность это и есть пространство, или эфир. Сама божественность не имеет ни формы, ни имени, ни атрибутов. Но божественность, или Бог, проявляет Себя во множестве имён и форм. Тело изменчиво и временно, тогда как Божественность (Пространство), или Божественное Начало, вечно и неизменно. В основе Божественного Начала лежит не что иное, как энергия. Это парартха, то есть Божественность. Она превращается в материю, и мы видим Её как наше человеческое тело. Вы можете воспринимать себя как отдельные существа, иметь разные имена и формы, но если вы заглянете вглубь самих себя, вы обнаружите, что каждый человек имеет одно и то же начало – не имеющее формы Пространство.

Разные люди обращаются к Богу по-разному, называют Его различными именами – Ишвара, Зороастр, Иисус или Аллах; но это один и тот же Бог. Это тот же не имеющий ни формы, ни атрибутов Бог, который трансформируется в материю и проявляет Себя в форме этой вселенной. Если вы хотите понять эту истину, ваш разум не должен быть обращён на внешний мир всё время; вы должны заставить его обратиться внутрь себя. Только когда вы держите под контролем свои чувства и свой разум, когда вы обращаете свой разум внутрь себя, вы можете осознать свою собственную божественность.

Источник: https://saivrinda.org/discourse-summaries/what-is-the-relationship-between-the-mind-and-matter-summary-of-divine-discourse-on-3-july-2016


В чём смысл и значение поста в месяц Рамзан? Божественное выступление 7 июля 2016 года. Краткое изложение.

Когда мы говорим: «Истина», – что в действительности означает это слово? Иногда это понимают как способность человека говорить правдиво. Но разве это именно та Истина, о которой написано в Ведах? Как правило, люди воспринимают истину как нечто такое, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. Например, школьница может сказать о себе: «Я – девушка; меня зовут так-то; Я учусь в таком-то классе.» – И вы будете считать сказанное истиной. Но когда-то эта школьница была маленьким ребёнком, потом стала девочкой, потом она станет девушкой, женщиной и наконец – бабушкой. Эта истина, которая изменяется с течением времени и в зависимости от ситуации, и она вовсе не есть Истина. Та Истина, о которой говорят Веды, не подвержена изменениям, она постоянна. Поскольку это тело изменяется, оно не может быть Истиной. Разве человек – это его ум, его эмоции, его разум? Ведь когда происходит что-то хорошее, ум радуется, человек испытывает приятные эмоции; но если что-то происходит не так, ум погружается в печаль, и человек испытывает негативные эмоции. Ум постоянно меняется – в зависимости от времени, места и обстоятельств. Поэтому ум тоже нельзя назвать Истиной. Что же тогда это такое – неизменная Истина, которую мы ищем? Истина, о которой мы здесь говорим, Истина, которую Я называю, когда обращаюсь к вам, – эта Истина есть не внешний облик, но внутренняя Божественная суть всех. Многие спрашивают Меня: «Как Ты можешь так сильно любить всех?» Мой ответ очень прост: Я не вижу внешнего облика людей; в каждом Я вижу его или её сокровенную внутреннюю суть; и эта суть у каждого – одна и та же, это Одно, Единое. Как только вы осознаете своё Божественное Я, как только вы поймёте Истину, которая скрыта за внешней формой, тогда исчезнет вся ваша привязанность к материальным объектам, исчезнут все печали, вся боль и страдания.

Сегодня мы празднуем священный праздник Рамадан. В чём смысл и значение поста в течение месяца перед этим праздником? Все усилия верующего должны быть направлены на то, чтобы избавиться от своих недостатков, обрести полный контроль над своим телом, чувствами, умом для того, чтобы очиститься и осознать, почувствовать свою божественность. В течение всего года люди занимаются самой разной деятельностью, при этом их ум загрязняется; и теперь его необходимо отмыть дочиста. Священный день Рамадан даёт человеку возможность смыть с себя всю грязь и достичь того состояния чистоты, с которым он пришёл в этот мир.

Тот, кто хочет осознать и глубоко постичь Истину, может сделать это только посредством собственного духовного опыта. Чтобы осознать Истину, нужно избавиться ото всех проявлений эгоизма и корысти. Все праздники во всех религиях предназначены для очищения человека, чтобы помочь ему осознать свою Божественную суть, или Истину. Смысл очищения и поста в течение месяца состоит в том, чтобы люди поняли: если вы можете делать это в течение тридцати дней, то вы можете делать это и все 365 дней в году. И если вы можете не торопясь делать это 365 дней подряд, то вы можете делать это и в течение всей своей жизни. Все эти праздники должны помочь вам избавиться от низких, животных качеств, от эгоизма и корысти; они должны помочь вам приобрести широкий взгляд на мир и осознать Истину вашей внутренней Божественности.

Источник: https://saivrinda.org/discourse-summaries/what-is-the-significance-of-fasting-in-the-month-of-ramzan-summary-of-divine-discourse-on-7-july-2016


Как развить божественное сознание. Божественное выступление 19 июля 2016 года. Краткое изложение.

Сегодня мы отмечаем праздник Гуру Пурнима. Это не только полнолуние; это день целостности, Пурнам.

Свет, который исходит от луны, излучает не сама луна, она лишь отражает свет солнца. Солнце светит постоянно, его свет – само совершенство; луна же отражает падающий на неё свет солнца, и делает это замечательно. Но мы не всегда можем видеть сияющую луну целиком, поскольку между нею и солнцем двигается Земля, отбрасывающая на луну свою тень, отчего луна на небе то прибывает, то убывает. Нечто подобное сменам фазы луны происходит и с человеческим умом. Когда человеку сопутствует успех, его ум ликует и сияет; но когда человек испытывает боль и разочарование, его ум блекнет в тоске и печали. У ума нет собственной силы; всю свою силу ум получает от Атмы. Атма это солнце, а ум – луна; когда Атму затмевает сознание тела, то есть когда человек воспринимает себя как тело, его ум наполняется тьмой. Когда ум наполнен светом Атмы, он, подобно полной луне, отражает весь свет Атмы, наделяя человека мудростью и неся ему блаженство. Но когда ум человека сконцентрирован лишь на желаниях тела, тогда ум наполнен темнотой невежества. Внутренний смысл праздника Гуру Пурнима заключается в том, чтобы человек осознал, что его ум не должен быть затенён и омрачён сознанием тела, что в его уме должен сиять свет Атмы.

Если вы хотите преодолеть сознание тела, первым шагом будет развитие своего социального мышления. Когда вы обретёте социальное мышление, вы сможете достичь и божественного сознания: я – не для себя, а для нас, для общества, а мы – для Него. Этот путь непрост, и иногда человек начинает сомневаться в самой достижимости такой цели. И тогда охваченный скорбью и печалью человек находит спасение у ног Небесного Гуру. Об этом вам могут рассказать только те, кто пережил это на собственном опыте.

Что вы можете предложить Небесному Гуру в праздник Гуру Пурнима? Кришна сказал: «Всякий раз, когда человек с молитвой приносит Мне своё подношение, когда он делает это с любовью, будь то лист священного дерева, цветок, плод или даже капля воды, Я с любовью принимаю это». Ведь настоящий лист священного дерева – это ваше тело. Вы должны использовать ваше тело для служения, а для этого – управлять своим телом и чувствами с помощью вашего ума. Настоящий цветок-подношение – это цветок вашего сердца; и в этом цветке должен быть мёд милосердия. Когда всё, что вы делаете, все плоды своего труда вы посвящаете Богу, – это и есть тот плод, который вы приносите Богу как подношение. Но для этого вы прежде всего должны превратить всю нашу деятельность в хорошую деятельность. Вода – это не слёзы печали, которые вы проливаете, столкнувшись с трудностями; принесите как подношение Богу ту воду, которая появляется в ваших глазах как слезы блаженства, которые вы проливаете, ощущая в своём сердце божественность.

Когда Свами говорит, что вы являетесь воплощением любви и блаженства, вам нужно поверить в это всем сердцем и на этом фундаменте строить всю свою жизнь. Поставьте для себя цель – развивать божественное сознание. Вы не сможете достичь этого за один день. Но двигаясь постепенно, шаг за шагом, вы этого достигните. Каждый день делайте что-нибудь хорошее для других. Постепенно вы сможете избавиться от эгоизма, от сознания тела, и вы сможете развить в себе божественное сознание.

Источник: https://saivrinda.org/discourse-summaries/how-can-you-develop-divine-consciousness-summary-of-divine-discourse-on-19-july-2016


Какова цель всех духовных практик. Божественное выступление 21 июля 2016 года. Краткое изложение.

Во всех существах присутствует одна и та же Атма. Этого не могут понять люди, чьё мировоззрение ограничено только физическим, материальным миром. Человек видит окружающий мир с помощью своих глаз. Но может ли он так же, напрямую, увидеть собственные глаза? Подобно этому, хотя Атма пронизывает все материальные, физические предметы, которые человек воспринимает своими чувствами, он не может увидеть в этих предметах Атма-татву (санскритское слово «таттва» означает реальность, сущность, первоэлемент).

Истина (Реальность, или Бытие), Сознание, Блаженство – это Атма. Только то, что имеет все эти три качества и проявляет их постоянно, можно считать аспектом Атмана (это санскритское слово означает «вечная, неизменная духовная сущность, абсолют»).

Если вы стремитесь ощутить это блаженство с помощью своего тела, посредством своих органов чувств, вы убеждаетесь, что радость не может длиться долго. Человек испытывает радость до тех по, пока органы чувств ощущают воздействие предметов, которые вызывают удовольствие, пока они находятся в контакте с органами восприятия. Как только они разъединяются, радость заканчивается. Можно ли ощутить Атман с помощью разума? Разум включает в себя несколько составляющих. В разуме есть буддхи, или интеллект, который отличает одно от другого. Читта (мышление, наблюдение, память) помнит то, что человек пережил прежде. Каждый раз, когда разум сталкивается с каким-либо человеком, осмысливает какое-либо место или ситуацию, буддхи, советник разума, чтобы понять, что это такое, обращается к «библиотеке», которой является читта. А исполнителем всего этого действия является ещё одна часть разума, ахамкара (чувство «я», самосознание). Читта сможет вспомнить, или иметь представление о встреченном вами человеке, о месте или о ситуации только в том случае, если вы уже имели этот опыт прежде. Но если такого опыта у вас не было, читта этого не поймёт. Следовательно ни с помощью органов чувств своего тела, ни с помощью своего разума невозможно понять то, что находится за их пределами.

Чтобы ощутить Атман, самый простой способ – это добиться неподвижности. Прежде всего, необходимо исключить все отвлекающие факторы, которые мешают физическому телу и его органам чувств сохранять спокойствие. Поскольку для того, чтобы ощутить Атман, тело вам не нужно, оно должно оставаться неподвижным. Следующий шаг – успокоить ум. Это означает, что ваши мысли должны не разбегаться, а сойтись в одной точке. Это называется концентрация. Что вы делаете дальше? У вас должна быть одна мысль: я хочу ощутить бытие Атмана. Вам нужно сосредоточиться только на этой мысли. Когда вам удастся обеспечить непрерывность этого состояния, вы достигнете стадии медитации, где вашего ума больше не будет. Это – мир Атмана.

Когда вы призовёте собравшихся людей замолчать, вы сможете услышать тишину, то есть отсутствие звуков, которое и создаёт тишину. Когда вы сидите в кинотеатре и смотрите фильм, пока идёт сеанс и работает проектор, вы не можете видеть сам экран. Но как только проектор выключен, экран для вас сразу же становится видимым. Точно так же, как тишина не появилась из неоткуда, она там уже была; точно так же, как экран не появился откуда-то извне, он там уже был; точно так же всегда и везде присутствует Атман; лишь «шум», который создаётся деятельностью физического тела, чувств и ума не позволяют человеку ощутить то, что уже есть. Цель всех духовных практик человека – научить своё тело и чувства сохранять неподвижность, «тишину». Необходимо тренировать свой ум, чтобы он был спокоен и сосредоточен. Это и есть секрет, который нужно знать, чтобы ощутить мир Атмана.

Источник: https://saivrinda.org/discourse-summaries/what-is-the-purpose-of-all-spiritual-practices-summary-of-divine-discourse-on-21-july-2016-2


Самое главное качество истинно верующего человека. Божественное выступление 31 июля 2016 года. Краткое изложение.

Какова природа любви? Когда человек любит того, кто любит его самого, когда он ненавидит того, кто ненавидит его самого, это совсем не истинная любовь. Настоящая любовь дарит себя одинаково всем, она не делает различий между людьми. Люди могут говорить о любви, но то, что они при этом чувствуют, лишь привязанность, или анурага. Любовью можно назвать только то чувство, которое не основано на отношениях «отдал-получил». Божественная любовь лишь отдаёт, она отдаёт себя всем и ничего не требует взамен. Любить всех и прощать – это её природа.

Манава дхарма, или главная обязанность, священный долг любого человека – это према дхарма, то есть дхарма любви. Любовь – самый главный закон. На плодородной земле любви растут деревья добродетелей – истина, праведность, внутренний покой и ненасилие. Все эти рождённые из любви благородные качества станут вашими, когда вы обретёте их основу – настоящую любовь.

Какое самое главное качество, присущее истинно верующему человеку? Вы не должны ни к кому испытывать ненависти. Чтобы не было ненависти ни к кому, прежде всего вы должны взрастить в своём сердце любовь. Теперь, когда ваш разум наполнился любовью и избавился от ненависти, вы будете испытывать сострадание и дружеские чувства ко всем людям. Когда человек взрастит в себе эти божественные качества – любви, сострадания и дружелюбия, – он избавится от всякого эгоизма, от всех привязанностей к материальному. Когда человек избавится от эгоизма, его уже не будут беспокоить ни страдания, ни прибыль. (В английском тексте игра слов «pain and gain», т.е. ни боль, ни прибыль. – Прим. переводчика.) Первопричина всех горестей и беспокойств – это чувство «я» и «моё». Вы можете убедиться в этом сами: когда вас очередной раз охватит тревога и беспокойство, постарайтесь внимательно проанализировать, из-за чего они возникли; и вы увидите, что причина заключается в эгоизме. Истинно верующим можно считать только того человека, который одинаково спокоен и во времена невзгод, и в счастливые времена.

Вы будете относиться ко всему одинаково спокойно, не будете подвержены изменениям тогда, когда осознаете, кто вы есть на самом деле. Если к вам подойдёт мальчик и скажет: «Вы не человек, вы животное», – вы этому поверите? Когда человек знает истину, никто не сможет ввести его в заблуждение. Когда вы знаете, что ваша истинная природа, это любовь, вы не будете подвержены изменениям. Только те люди, которые не знают, кем они являются на самом деле, будут испытывать страх. У истины нет страха, любовь ничего не боится, жертвенность не боится. Такой человек не испытывает страха, он продолжает делать своё дело. Он одинаково спокойно приемлет и хвалу, и клевету.

Вам не нужно беспокоиться за других, вы должны заниматься самим собой. Задавайте себе вопрос: «Правильно ли я поступаю? Что я чувствую? Как я думаю?» Человек, наполненный любовью, видит вокруг лишь любовь. Любовь – это то, чем вы обладаете. Когда у вас есть что-то ценное, вы можете поделиться этим с другими. Вы не должны беспокоиться, получите ли вы что-то взамен или нет. Всё, что есть внутри, проявится вовне, выйдет наружу. Недостаточно лишь повторять, как попугай: «Люби всех, служи всем», «Помогай всегда, не вреди никогда». Человек может называть себя истинно верующим лишь тогда, когда он ведёт себя как человек, который истинно предан Богу. Преданность – это не то, что выставляют напоказ. Вы будете знать, что ваша преданность истинна лишь тогда, когда обретёте внутреннюю чистоту.

Бог есть любовь. Живите в любви.

Источник: https://saivrinda.org/discourse-summaries/what-is-the-first-quality-of-a-true-devotee-summary-of-divine-discourse-on-31-july-2016


  • август далее

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12