2016 г.
Послание в праздник Югади: «Осознайте свою божественность, постоянно концентрируйтесь на Боге». Божественное выступление 8 апреля 2016 года. Краткое изложение.
Какой смысл заложен в словах о том, что Бог воплощается на Земле? Бог из любви и сострадания к людям спускается до их уровня. В Аватаре объединены индивидуальное сознание земного человека и Божественное сознание. Если вы полагаете, что этот Аватар имеет лишь одно имя и одну форму, вы ошибаетесь. Актёр играет во многих спектаклях; сегодня он – король, завтра – нищий или бедняк; в одном спектакле он хозяин дома, а в другом – странствующий монах-саньясин или отшельник. Но ни одна роль не показывает истинной сущности самого актёра. Подобно этому, один и тот же Бог принимает различные обличья – Рамы, Кришны, Будды, Иисуса или Саи Бабы. Но полагать, что Он есть всего лишь одна эта личность, значит проявлять невежество. У жизни, которую актёр играет на сцене, может быть начало, середина и конец; но жизнь самого актёра в действительности не заканчивается после того, как он покидает сцену. Лишь приняв эту истину о Божественных воплощениях, вы сможете, хотя бы отчасти, понять Саи Бабу. Этот материальный мир и всё сущее в нём имеет ограничения, связанные с пространством, временем и обстоятельствами жизни. Эти три условия очень важны для того, кто приходит в этот мир, и человек должен действовать с учётом этих условий, которые определяют время, место и причинно-следственные связи.
Причиной болезни, которая проявляется как цикл рождения и смерти и которая называется «бхаварога», является эго человека, его привязанность к объектам материального мира; излечиться от этой болезни можно лишь с помощью лекарства под названием «Любовь», а также с помощью диеты под названием «Служение ближнему». Если вы взращиваете в своём сердце любовь и следуете путём бескорыстного служения, вы, без сомнения, сможете излечиться от этой болезни и, оставив цикл рождений и смертей, сможете подняться на высший уровень.
Если вы не можете осознать и ощутить Бога, проблема заключается не в Боге. До тех пор, пока человек обременён эгоизмом и привязанностью, он или она никогда не сможет ощутить божественности. Таким людям нужно найти хорошую компанию, заняться добрыми делами, научиться различать, что является временным, а что неизменным и вечным.
В этот новогодний праздник (Югади – это праздник Нового года, отмечаемый в индийских штатах Карнатака и Андхра-Прадеш; по григорианскому календарю этот день выпадает на разные даты в марте-апреле. Прим. переводчика.) принято подавать на стол блюда, содержащие все шесть видов вкусов, включая и горький вкус. Виды вкусов различны, но когда все эти шесть видов соединены в угади-прасаде (новогоднее угощение), они создают праздничное новогоднее блюдо пачади. В жизни каждого человека бывают как хорошие времена, так и тяжёлые; но независимо от этого, и испытывая боль, и пребывая в радости, вы должны сохранять самообладание и спокойствие. Так вы сможете обрести милость Бога. Если вы хотите, чтобы наступающий новый года стал для вас удачным, всё, что вам нужно сделать, это принять и осознать свою божественность, воспринимать и боль, и радость как Божественный дар, вам нужно любить всех и служить всем. В чём причина того, что в жизни на вас обрушивается всё зло, все невзгоды и трудности? Причина в том, что вы забываете Бога. Если вы думаете о Боге постоянно, где бы вы ни находились, вам не нужно ни о чём беспокоиться. Когда вас одолевают трудности и боль, вы должны сказать себе: «Это мне пришло послание от самого Господа Бога.» В этом мире, который называется «джагат», радость и боль сменяют друг друга подобно тому, как сменяют друг друга день и ночь. Слово «джа-гат» означает: «то, что приходит и уходит». Когда вам сопутствует успех и вы счастливы, будьте более сдержанными и смиренными, помня о том, что за удачей всегда следует неудача; и постоянно думайте о Боге. А когда приходит боль, вы не должны впадать в депрессию, вы должны сохранять оптимизм, помня о том, что после неудач, вас обязательно ждёт удача и радость; и даже испытывая боль вы должны думать о Боге.
Как Я уже много раз повторял, Я – не это тело, Я Тот, Кто в нём обитает. И сегодня Я надел на себя эту «маску», чтобы играть эту новую роль, чтобы участвовать в драме жизни. Только тот, кто терпеливо досмотрит этот спектакль до конца, только тот узнает истину. Те зрители, которые встают и уходят с середины спектакля, останутся в полной уверенности, что этот спектакль и есть истина. Приближаются действительно удивительные времена. Но одних только хороших времён недостаточно, вы сами тоже должны стать хорошими, поступать правильно. Поэтому воспользуйтесь этой возможностью. Праздник Югади – это для вас ещё одна возможность поразмыслить, где вы совершили ошибку и поступили неправильно и в чём вы можете себя улучшить, чтобы затем каждое мгновение этого года размышлять о Боге, молиться Ему и с любовью принимать участие в бескорыстном служении.
Среди животных коровы – высший пример бескорыстного служения. Божественное выступление 14 апреля 2016 года. Краткое изложение.
Тело дано человеку, чтобы помогать другим людям. Слово «паропакара» состоит из трёх небольших слов: «Пара», «упа» и «кара». Слово «Пара» означает «Бог», «упа» имеет значение «приближаться к чему-либо», а «кара» означает «то, что берёт тебя, или помогает тебе» (приблизиться к Богу). То, что приближает вас к Богу, – это и есть «паропакара». Если вы хотите стать ближе к Богу, сначала вам нужно обрести Его милость. Бог особенно любит человека тогда, когда человек делает то, что особенно нравится Богу, что Он любит. А особенно Свами радуется, когда человек любит всех и служит всем.
Все творение, появившееся из Бога, отражает сущность Бога. Если вы оглянетесь вокруг, на что бы вы ни взглянули, вы увидите проявление бескорыстной сущности Бога. Чтобы помогать другим, текут реки, приносят плоды деревья и даёт молоко корова; это означает, что тело дано человеку, чтобы помогать другим. Среди всех животных самый высокий идеал жертвенности – это коровы. Коровы едят траву, не имеющую никакого вкуса и бесполезную для человека, и дают полезное для всех молоко. Всё, что съедает корова, она превращает в свою кровь и дарит нам в форме молока. Благодаря коровам и их бескорыстному служению все вы пьёте молоко и едите молочные продукты, которые наполняют тела энергией, что позволяет вам заниматься различными видами деятельности. Всё, что даёт человеку корова, всё это очень чисто и беспорочно. Корова служит человеку многими способами: она не только даёт полезное и чистое молоко; навозные лепёшки используются как топливо, человек может использовать и коровью мочу, которая обладает многими лечебными свойствами. Люди поклоняются коровам как священным животным, потому что коровы являют пример бескорыстного служения.
Сегодня мы начинаем работу по проекту «Гокулам», по созданию молочной фермы. Здесь должен быть ветеринарный врач, и при возникновении проблем он должен будет заняться коровами без промедления. Рядом с коровником (гошала) мы должны построить помещение для отдыха работников фермы. Ведь они заботятся о коровах, а значит и мы должны хорошо позаботиться о работниках. В естественной природе всякая работа важна, здесь нет разделения на работу большую или небольшую. Ярчайшим примером этого является сам Господь Кришна. Когда Он жил в Гокуламе, Он заботился о коровах, кормил их и чистил коровник.
Я хочу, чтобы ваша ферма (гокулам) стала прекрасным местом, чтобы она напоминала вам о древнем Бриндаване (священное место, связанное с Господом Кришной), о Браджабхуми (древний город, покровителем которого считается Господь Шива); Я хочу, чтобы здесь была создана атмосфера чистоты и блаженства. Этот проект разработан нами с глубоким смыслом. В центре фермы будет стоять скульптура Кришны, окружённая газоном и разными растениями. А вокруг, в форме шестиугольника, будут располагаться помещения для коров. И где бы ни стояли коровы, они всегда смогут видеть Кришну, который будет находиться в центре, всегда смогут получить Его даршан.
Рамаяна: история о вечных ценностей. Божественное выступление 14 апреля 2016 года. Краткое изложение.
У каждого человека есть шесть близких родственников; это не что иное, как вечные духовные ценности: истина (сатьям) – это мать, мудрость (джнянам) – это отец, сострадание (дайа) – друг; праведность (дхарма) – брат;, спокойствие (шанти) – жена, всепрощение (кшама), – сын. Эти шесть вечных ценностей и есть ваши настоящие родственники. Существуют только две вещи, которые не изменяются с течением времени и которые всегда с вами: это cатья и дхарма, то есть истина и праведность.
Кто был истинным отцом для Рамы? Его отцом была джняна, мудрость; а Его матерью была истина. Ведь Рама ушёл в лес совсем не потому, что Он был вынужден повиноваться своему отцу и матери. Нет, Он отказался и от своего дворца, и от своего царства и отправился в лес для того, чтобы взрастить и укрепить в себе приверженность к истине и праведности, к сатье и дхарме. Название эпоса «Рамаяна» составлено из слов «Рама» и «аяна», что означает «глаз Рамы». «Аяна» означает «слёзы». «Рамаяна» – это история слёз Рамы. Рама воплотился в мир, чтобы явить человечеству высочайший пример духовности. Что это за пример? Раму называют «идеальный человек», или «Марьяда пурушоттама».
Что такое настоящий характер человека? Характер – это способность человека всегда совершать честные и справедливые поступки. Что бы ни делал Рама, в основе Его поступков всегда была дхарма, праведность. Рама был воплощением дхармы. Случилось так, что Рама узнал то, о чём Кайкейа попросила Его отца. И Рама преподнёс своему отцу урок: поскольку ты царь, ты должен простить свою жену, выполнить её желания и продемонстрировать, что ты идеальный правитель. Для царя Дашаратхи здесь столкнулись его личная дхарма (дхарма отца) и дхарма царя. В итоге Дашаратха отказался от своей личной дхармы и выбрал тот путь, который был в интересах общества. Вы можете пожертвовать одним человеком ради всей семьи; вы можете пожертвовать семьёй ради общества; группа людей или отдельное сообщество могут быть принесены в жертву ради державы; целый народ может быть принесён в жертву ради блага мира; в конце концов, вы можете отказаться ото всего и принести в жертву весь мир, если это нужно Богу. Если вы приносите любую жертву и при этом следуете путём истины (сатьи) и праведности (дхармы), такая жертва священна, она принадлежит вечности.
Кого можно назвать истинным братом? Настоящий брат тот, кто на практике следует путём праведности, дхармы. Благодаря тому, что Бхарата совершал поистине божественные поступки, он начал изменяться внешне и стал всё больше походить на Раму. Когда наконец Рама вернулся, люди не могли понять, кто из этих двоих был Бхарата, а кто Рама. Индивидуальность Бхараты исчезла, и он слился с личностью Рамы. Тот, кто идёт путём такой праведности, дхармы, такой человек является истинным братом. Вот почему и сама дхарма – это ваш брат.
Сита, несмотря на все трудности, с которыми им приходилось сталкиваться в лесу, всегда следовала за Рамой и никогда не оставляла Его. Отправившись в лес, она отказалась от комфорта и всех удобств жизни в царском дворце. В лесу в любых ситуациях, и в боли, и радости, она сохраняла полное спокойствие и постоянно повторяла имя Рамы. Вот почему говорится, что спокойствие ума – это истинная жена. Когда Рама взошёл на престол, Его обязанности как царя были для Него более важными, чем Его долг как мужа. В то время, когда Он был лишь мужем, а не царём, Он стремился делать всё возможное, чтобы оберегать Ситу, и для этого Он жертвовал всем. Но как только Он стал царём, Его дхарма (выполнение своих обязанностей) изменилась. Подобно Раме, Сита тоже следовала своей дхарме, и когда Рама был уже царём, она покинула Его, чтобы следовать этим путём дхармы. Два её сына, Лава и Куша, часто расспрашивали её о Раме, но она никогда не говорила о Нём плохо; Сита любила слушать «Рамаяну», которую читали и пели ей её дети Лава и Куша.
Рама был самим воплощением дхармы; что бы Он ни делал, он должен был следовать Своему долгу, дхарме. Выполняя Свой долг, Рама в конце Своей жизни был вынужден пожертвовать своим братом Лакшманой, которого Он любил больше, чем самого Себя. Вибхишана (брат Раваны, правителя Ланки, с которым воевал Рама) тоже пожертвовал своим царственным положением и пришёл искать убежища у ног Рамы; Вибхишана был готов даже отдать Ему свою жизнь; этим он продемонстрировав качества истинного друга. Когда Рама пришёл на Землю в форме человека, чтобы явить человечеству высокие нравственные идеалы, Он, хоть и был Богом, должен был претерпеть большие жизненные трудности. В конце жизни Рама возвёл на престол Своего сына, а потом оставил Своё тело, погрузившись в реку Сараю.
Каждый из героев «Рамаяны» демонстрирует нам высокие нравственные ценности. Когда мы говорим: «Ваш истинный отец – это мудрость», – мы вспоминаем царя Дашаратху, который пожертвовал привязанностью к своему сыну Раме и выполнял свой долг, свою дхарму. Именно это делал и Рама. А для Бхараты Рама был не только братом, поскольку Бхарата выполняя свой долг, дхарму, стал настоящей тенью Рамы. Сита в любой ситуации, и в радости, и в горести, всегда сохраняла спокойствие.
Вы можете задать вопрос: «Разве Кайкейа не совершила ошибку, разве она не была неправа? На самом деле Кайкейа услышала от Рамы вот что: «Ты должна попросить Дашаратху, чтобы он выполнил данные тебе обещания. Ведь я должен победить всех демонов, и для этого должен уйти в лес. Но отец хочет, чтобы я стал царём. Если я не подчинюсь воле отца, я нарушу свой сыновний долг, нарушу дхарму; поэтому ты должна потребовать, чтобы отец выполнил данное тебе обещание.» Эти слова истины пронзили сердце Кайкейи великой болью, и она пошла к своему мужу, царю Дашаратхе. Она была настоящей матерью. Она осознала истину, поняла, что Рама – это сам Бог; и поэтому она сделала то, о чём Он просил.
Таковы содержащиеся в «Рамаяне» духовные уроки и нравственные ценности. Я обращаюсь к юношам, девушкам, ко всем учащимся. Когда вы поймёте эти нравственные ценности, когда вы будете применять их на практике, вы выполните истинное предназначение своей жизни.
- май далее